|
![]() Такие же награды - венки и короны - получали и все воины отличившегося подразделения, и отдельные особо храбрые легионеры. Носили их на одежде. Так, высшей степенью награды подобного рода был лавровый венок триумфатора (corona triumphalis). Миртовый венок получали удостоившиеся овации. Особую награду в виде венка с помещенным на нем миниатюрным изображением крепостной стены (corona muralis) носил храбрец, первым взошедший на стену вражеской крепости. Взбежавший первым на валы неприятельского лагеря получал подобный венок, но с изображением стены несколько иной формы (corona castrensis). Римлянин, спасший жизнь своему согражданину, удостаивался дубового венка особой формы (corona civiса). Первым взошедший в бою на вражеский корабль также получал особый венок (corona rostrata). Существовали и иные виды знаков отличия - почетное копье, золотые и серебряные запястья (armillae), цепочки (torques), носившиеся на шее. Особой наградой, являвшейся первоначально знаком занимаемой должности, были так называемые фалеры (phalerae) - нагрудные металлические украшения, обычно круглой формы, с изображением головы Медузы Горгоны или Марса (реже - других богов или богинь), либо звериных морд, обычно львиных. Фалеры изготавливались из серебра или бронзы, часто позолоченной. Название "фалеры" дало имя и вспомогательной исторической дисциплине, изучающей всю совокупность знаков отличия, наград, - фалеристике.
Позднее, когда после крестовых походов довольно многочисленные ордена оказались в Европе, они, считавшие военное дело своей основной профессией, стали искать покровительства европейских монархов, отдавая свой меч на службу им. Теперь суверен, становясь главой ордена, мог сам посвящать в его члены отдельных лиц, имевших заслуги лично перед ним. Члены ордена продолжали носить особую одежду, основным элементом которой был нашитый на нее крест определенной формы. Постепенно крест стал металлическим, как правило, богато украшенным знаком, носившимся на ленте или на цепи, а рядом появилась звезда, первоначально также нашивавшаяся на одежду, а уже в 19-м столетии ставшая металлической. Образовалось понятие "знаки ордена", включавшие в себя крест (собственно знак) и звезду. Лицо, вступавшее в орден, получало право носить знаки этого ордена.
В дальнейшем на Руси постепенно создается сложная система пожалований и наград за отличия военные и гражданские перед государством и лично государем. Кроме земельных и денежных выдач важное место занимают пожалования оружия, шуб и кафтанов, различных драгоценных вещей - ковшей, кубков и т.д. Уже по крайней мере в 30-е годы 17-го века на части жалуемых предметов появляются надписи, рассказывающие о том, кто, когда и за что получил награду. Впрочем, само слово "награда" укоренилось в русском языке в нашем понимании позднее, в 18-м столетии. До этого употреблялся термин "пожалование", подчеркивавший, что выдача каких-либо предметов за заслуги является скрытой формой денежного жалованья. С 15-го века известны случаи изготовления и выдачи особых наградных знаков - "золотых" различного размера и веса, что определялось заслугами и положением награждаемого. Хотя это в известной степени и продолжение традиционных пожалований деньгами, постепенно получение награды в виде "золотого" становится все более символическим актом, когда материальное содержание предмета оказывается для награжденного неизмеримо меньше самого факта получения награды. По этому поводу Н.М.Карамзин приводит наблюдение иностранцев:
В дальнейшем, на протяжении более чем двух столетий, отмечено множество награждений за боевые подвиги "золотыми", и коллективных, подобных случаю с Устюжской ратью, и индивидуальных. Так, командиры войска Ермака за отличия в Сибирской военной экспедиции против Кучума были отмечены "золотыми", а рядовые казаки - деньгами и сукнами. Другой известный землепроходец, Ерофей Хабаров, за поход на реку Амур получил в награду "золотой" в 10 "угорских" (т.е. весом в 10 венгерских золотых дукатов), а его подчиненным было послано 200 золотых копеек и 700 серебряных позолоченных. Иногда награждения "золотыми" - прообразами будущих медалей и орденов - носили массовый характер. Так, в 1654 году в связи с воссоединением Украины с Россией в войска Богдана Хмельницкого было послано более 70 тысяч таких знаков отличия различного достоинства. Сам гетман был удостоен наградой в 10 "золотых", его сын Юрий - в 4 "золотых", а войсковой писарь Иван Выговский получил медаль в 6 "золотых". Еще более массовыми были награждения за Крымские походы 1687 и 1689 годов. За первый из них главнокомандующий князь Василий Голицын получил массивный "золотой" на золотой же цепи. Остальные участники похода 1687 года должны были получить награды достоинством от 10 "золотых" до серебряной золоченой копейки. Всего число представленных к награждениям составляло не менее 90 тысяч человек. За 2-й Крымский поход, еще менее удачный, чем первый, царевна Софья решила, для укрепления своего катастрофически падавшего престижа, раздать награды не меньшие, чем за поход 1687 года. Высшим же командирам, надеясь на их поддержку в тревожном будущем, Софья даже увеличила достоинство знаков. Но еще до этого Василий Голицын, командовавший и во втором походе, писал Федору Шакловитому, возглавлявшему Стрелецкий приказ:
Голицын на этот раз получил награду в 100 золотых. Следующая по значимости категория знаков отличия, в 12 золотых, предназначалась двоим - воеводе А.С.Шеину и гетману И.С.Мазепе. За первый поход Шеин и Мазепа получили награды лишь в 10 золотых. В Оружейной палате хранится золотая медаль, украшенная изумрудами и рубинами, на изящной золотой цепи. Принадлежность награды В. Голицыну подтверждается хранящимся в ГИМе его портретом с именно этой медалью на груди. Вероятно, это знак отличия за первый Крымский поход 1687 года.
В Государственном Историческом музее хранится прекрасной работы палаш, которым, по мнению исследователей, был награжден за победу над "тушинским вором", самозванцем Лжедмитрием II, князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский. После разгрома сторонников Лжедмитрия он с войсками в марте 1610 года вступил в освобожденную от осады Москву и был отмечен, наряду с другими пожалованиями, драгоценным палашом. Не исключено, что вторая реликвия из собрания Исторического музея, драгоценная сабля князя Дмитрия Михайловича Пожарского, также преподнесена благодарными москвичами одному из освободителей столицы. Косвенно это подтверждает тот факт, что оба клинка одновременно, в 1647 году, поступили в Соловецкий монастырь, а оттуда много позднее, в 19-м веке, переданы в Исторический музей. Позднее на жалованном оружии появляются надписи, рассказывающие о том, кто и кому дал награду. На полосе сабли из собрания Царскосельского музея золотом наведена надпись:
К несколько более позднему времени относится булатная полусабля (см. фото в конце статьи), из коллекции ГИМа, на которой также сохранилась, правда не полностью, надпись:
Без сокращений эта надпись означает:
Петр Петрович Жадовский был стольником царя Алексея Михайловича.
Однако, собственно наградное оружие в России появляется лишь в 18-м столетии, разделяясь на две категории знаков отличия - наградное холодное оружие, дававшееся за боевые отличия офицерам, генералитету регулярной армии и флота, и наградное (жалованное) оружие для военнослужащих иррегулярных войск. Вторая группа оружия просуществовала без особых изменений весь 18-й век и первую четверть 19-го столетия. Наградное же оружие для регулярной русской армии выдавалось вплоть до октября 1917 года и имело в долгой своей истории немало этапов. |
Полусабля, пожалованная в середине 17-го века
царем Алексеем Михайловичем стольнику Петру
Жадовскому. ГИМ
Источники: Эта страничка принадлежит сайту За Веру и Верность |